Ответы на вопросы ПОД/ФТ






На вопросы отвечает

Зубарева Юлия Сергеевна

Юрист - практик в сфере ПОД/ФТ с опытом работы более 15 лет. Автор и спикер обучающих мероприятий: целевых инструктажей, курсов дополнительного профессионального образования, автор статей.

1. Кто обязан выполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ?

Перечень лиц, на которых возложены обязанности «антиотмывочным» законодательством содержится в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - 115-ФЗ). Их принято называть субъектами 115-ФЗ. Этот перечень является закрытым, и поэтому, если вид деятельности совпадает с указанным в нем, то лицо обязано выполнять все мероприятия, предписанные соответствующими нормативными актами, а это не только 115-ФЗ. Условно всех субъектов 115-ФЗ можно разделить на 3 категории: (1) юридические лица и ИП, поднадзорные Центральному банку Российской Федерации (Банку России), (2) юридические лица и ИП, не поднадзорные Банку России, и (3) субъекты ст. 7.1 115-ФЗ.

В категорию (1) входят все кредитные и некредитные финансовые организации (микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, страховые организации и т.д.)

В категорию (2) входят все остальные организации и ИП из перечня – организации ювелирной отрасли, рынка недвижимости, лизинговые и факторинговые компании и т.д.

В категорию (3) входят нотариусы, аудиторы, компании, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги и т.д.  Характерно  то, что для данной категории установлен меньший объем обязательств по сравнению с первыми двумя категориями.

2. Почему именно мы должны выполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ?

Противодействие отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма – это целая многоуровневая международная система, которая создана для борьбы с терроризмом и коррупцией. То, что это «зло», наверное, объяснять не надо. И терроризм и особенно коррупция практически неразрывно связаны с денежными средствами и имуществом, эти преступления совершаются и ради денег и с помощью денег. Поэтому все организации и ИП, которые так или иначе связаны с движением денежных средств или обращением имущества (драгоценные металлы, недвижимость) должны быть вовлечены в эту систему, поскольку именно им доступно выявить признаки совершения этих преступлений, и именно с помощью этих лиц, как правило реализуются преступные схемы. Как известно, самый эффективный способ борьбы с какими-то бы ни было проблемами – это принять превентивные меры, т.е. предупредить их возникновение. Безусловно – это задача государства. Однако поскольку сейчас в России максимальное число финансовых организаций и организаций иных отраслей находится в руках частных лиц, то обязать их предпринимать какие-либо действия в сфере ПОД/ФТ возможно только на законодательном уровне. Мы знаем, что большинство организаций негативно относятся к такой дополнительной нагрузке, но ведь и в любой другой предпринимательской деятельности есть свои нюансы. Так или иначе, выбор остается за вами. Мы согласны с тем, что законодательство в сфере ПОД/ФТ несовершенно и во многом оно несовершенно из-за отсутствия гибкости по отношению к разным видам деятельности. Вместе с тем, мы уверены, что должный подход к разработке свей системы ПОД/ФТ может не только доставлять минимум неудобств, но и приносить пользу для бизнеса.

3. Можно ли как то обойти законодательство в сфере ПОД/ФТ?

Если лицо осуществляет виды деятельности, определенные в 115-ФЗ, то оно обязано выполнять все требования, установленные его нормами. Есть организации, которые получая определенные статус автоматически становятся субъектами 115-ФЗ. К ним относятся практически все некредитные финансовые организации. К примеру, внесение сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций, не оставляет никаких сомнений, что такой организации незамедлительно необходимо принимать все меры, предписанные нормами законодательства в сфере ПОД/ФТ. Иначе обстоят дела у организаций, не поднадзорных Банку России. Не всегда по ним достоверно можно определить необходимость выполнять требования «противолегализационного» законодательства. В таких случаях необходим тщательный анализ планируемой или осуществляемой деятельности вплоть до выяснения предметов заключаемых ими договоров в текущей деятельности. Иногда, действительно кому-то везет и требованиям 115-ФЗ они подчиняться не обязаны, но еще раз повторим - на законных основаниях. Все же прочие схемы обхода законодательства давно известны надзорным органам и, как правило, заканчиваются немалыми штрафами для таких предпринимателей.

4. Какими нормативными актами пользоваться при работе в сфере ПОД/ФТ?

Нормативная база для работы в сфере ПОД/ФТ определяется в зависимости от категорий субъектов 115-ФЗ. Как ни странно, но в данном вопросе очень часто многие допускают ошибки, при чем, к ним относятся не только субъекты 115-ФЗ, но и надзорные органы. На практике были случаи, когда в запросах и предписаниях проверяющие ссылались на нормативные акты, не подлежащие применению к проверяемому виду организации. 

Между тем, все достаточно просто. На организации, поднадзорные Банку России, распространяются нормативные акты Банка России (положения, указания, инструкции) на все прочие организации распространяются нормы постановлений правительства, приказы Росфинмониторинга. Однако есть и небольшие исключения, которые также необходимо учитывать при работе и разработке документов.

5. Как правильно зарегистрироваться в Росфинмониторинге?

Все зависит от того, какой вид деятельности вы осуществляете.

Встать на учет в Росфинмониторинг обязаны только:

  • лизинговые компании;
  • организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы);
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

Для постановки на учет указанные организации заполняют необходимые документы и направляют их в Росфинмониторинг. После постановки на учет Росфинмониторинг становится для таких организаций надзорным органом, имеющим право в полной мере проверять надлежащее исполнение законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Все остальные субъекты 115-ФЗ должны зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Сделать это можно, заполнив форму на сайте. Личный кабинет должен быть у всех субъектов 115-ФЗ, поскольку только с помощью его функционала возможно выполнить все требования законодательства по ПОД/ФТ: проверка клиентов по перечням, направления сообщений о ежеквартальных проверках, об операциях, подлежащих обязательному контролю, своевременное получение запросов Росфинмониторинга и иной информации, обязательной для учета в работе по ПОД/ФТ.

Именно работа в личном кабинете является дистанционным индикатором законопослушности субъекта 115-ФЗ.

6. Можно ли использовать скаченный шаблон правил внутреннего контроля для прохождения проверки?

К правилам внутреннего контроля законодательством предъявляются особые требования, также различающиеся по категориям субъектов 115-ФЗ:

  • Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" – для организаций и ИП, поднадзорных Банку России
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" – для организаций и ИП, не поднадзорных Банку России
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами" – для субъектов ст. 7.1 115-ФЗ.

Все эти нормативные акты содержат требования о том, что правила внутреннего контроля должны быть разработаны с учетом индивидуальных особенностей организации.

Не исключено, что в интернете вы найдете очень не плохой вариант правил внутреннего контроля, однако:

  • очень сложно надлежащим образом проверить актуальность этих правил и их соответствие вашему виду организации и особенностям деятельности;
  • правила внутреннего контроля зачастую включают очень много приложений, которые содержат формы документов (анкеты, отчеты, внутренние сообщения и т.д.). Совершенно очевидно, что они должны совпадать с документами используемыми организацией при работе. Если будут расхождения, то это легко выявиться при проверке, поскольку в большинстве случаев документы запрашивают в совокупности.

Таким образом, чтобы надлежащим образом пройти проверку, даже со скаченными правилами внутреннего контроля придется немало поработать, а для этого требуется время, которого может не хватить для соблюдения срока исполнения запроса.

Именно поэтому, мы настоятельно рекомендуем не ждать проверок для выполнения требований законодательства по ПОД/ФТ, а начать реализовывать все мероприятия до начала осуществления непосредственной деятельности.

7. Как часто необходимо проходить целевой инструктаж сотрудникам?

Целевой инструктаж – это один из видов обучения, который необходимо проходить определенным сотрудникам организации. Проходят его однократно в установленные сроки. К примеру, специальное должностное лицо должно пройти целевой инструктаж до назначения на должность.

Однако нормативные акты по ПОД/ФТ меняются с завидной частотой, меняются внутренние документы организации, поэтому в законодательстве предусмотрено обязательное прохождение регулярных видов инструктажей:

  • для организаций и ИП, не поднадзорных Банку России - повышение уровня знаний проходят СДЛ, руководитель, бухгалтер, юрист – не реже одного раза в три года
  • для организаций и ИП, поднадзорных Банку России – повышение квалификации (плановый инструктаж) проходят СДЛ – не реже одного раза в календарный год; иные сотрудники – не реже одного раза в два календарных года
  • для субъектов ст. 7.1 115-ФЗ - повышение квалификации (плановый инструктаж) проходят СДЛ – не реже одного раза в календарный год; сами лица (нотариус, адвокат, юрист и т.д.) – не реже одного раза в два календарных года.

Подробнее про обучение смотрите здесь https://ooo-pravo-dla-dela.cms.webnode.ru/obuchenie/


ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС

Общество с ограниченной ответственностью «Право для дела»

ООО «Право для дела»

610017, Кировская область, город Киров, улица Карла Либкнехта, 161

ИНН/КПП 4345505539/434501001

ОГРН 1204300009275

+79229186000 
Pravodlyadela@mail.ru  
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать